Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стремительная модернизация жизни, расширение общественных связей обуславливает необходимость владения хотя бы одним иностранным языком. Язык является основным источником передачи и формирования знания, опыта в процессе онтогенеза.
Сегодня английский язык является общепризнанным языком международного общения, функциональные рамки которого давно вышли за пределы профессионального общения. Именно поэтому современная школа включает в свою программу достаточно широкий спектр коммуникативных и межкультурных компетенций, формируемых большей частью на уроках иностранного языка.
Актуальны вопросы, касающиеся обучения иностранным языкам детей школьного возраста. Этому свидетельствует ряд работ следующих ученых И.Л. Бим [7], Н.Д. Гальскова [11], Р.П. Мильтруд [24], З.Н. Никитенко [27] и др.
Несмотря на вклад ученых в развитие проблемы изучения иностранного языка в школе и опыт, накопленный учителями, эффективность школы в области иностранного языка считается недостаточной. В школе все еще есть большое количество детей, которые испытывают постоянные трудности со слуховым восприятием, чтением и правописанием на иностранном языке и меньше интересуются этим предметом.
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению целостной картины мира. В учебном процессе всегда важная роль отводилась и отводится контролю знаний школьников. От качества контроля учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает учитель, зависит качество усвоения каждым обучающимся содержания учебной программы. Но в условиях иноязычного обучения и массовой школе достаточно сложно проводить контроль речевым навыков обучающихся. Причин этому довольно много, но необходимо искать пути осуществления краткосрочного эффективного контрольного знаний.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью организации контроля развития иноязычных умений у школьников на уроках английского языка и недостаточной эффективностью существующих методов в оценке знаний.
За последние годы в школьном обучении на разных этапах активно стали применяться современные образовательные технологии. Использование различных образовательных технологий рассмотрено в работах В.П. Беспалько [6], Н.А. Гринченко [14], Г.Ю. Ксензова [20], Г.В. Можаева [25], В.М. Монахов [26] и др.
Педагогическое тестирование занимает важное место в современной методике обучения, оно является предметом исследования многих специалистов, таких как В. С. Аванесов [1], А.А, Алексеевой [4], Т.Д. Василенко [10], Е.Г. Жариновой [14], Л.И. Жарковой [15], Р. П. Мильруд [24] и других, так как содержит разнообразные и далеко не исчерпанные возможности педагогического образования.
Многочисленные исследования в области применения тестовых заданий подчеркивают, что тесты являются наиболее совершенным, достоверным и практичным средством контроля знаний.
Таким образом, актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной стороной– между повышением требованием государства к иноязычным образовательным результатам обучающихся и их недостаточным уровнем;
- педагогической стороной – между необходимостью организации контроля иноязычных умений и сложностью организации контроля на уроках английского языка в старших классах;
- методической стороной – между необходимостью разработки системы тестов для контроля знаний обучающихся старших классов и разработкой методических рекомендаций по их апробации.
На основании актуальности и противоречия сформулирована проблема исследования, состоящая в ответе на вопрос: каковы особенности организации контроля на уроках английского языка в старших классах посредством современных образовательных технологий?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке использования современных образовательных технологий в организации контроля на уроках английского языка в старших классах.
Объект исследования: процесс контроля знаний обучающихся на уроках английского языка в старших классах.
Предмет исследования: особенности организации контроля на уроках английского языка в старших классах посредством современных образовательных технологий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что осуществление тестирования как современной образовательной технологии позволит повысить уровень предметных знаний обучающихся старших классах на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1.Выделить и особенности иноязычного обучения в старших классах общеобразовательной школы;
2.Рассмотреть понятие «контроль» в его структурном и видовом аспектах;
3. Выделить особенности использования и классификацию современных образовательных технологий на уроках английского языка;
4. Описать особенности организации контроля на уроках английского языка посредством современных образовательных технологий.
Теоретико-методологической базой для нашего исследования российских и зарубежных ученых в следующих областях знания:
- методика преподавания иностранных языков: И.Л. Бим [7], Н.Д. Гальскова [11;12], Р.П. Мильтруд [24], З.Н. Никитенко [27].
- методика тестирования как средства контроля в обучении иностранным языкам: В. С. Аванесов [1], А.А, Алексеевой [4], Т.Д. Василенко [9], Е.Г. Жариновой [13], Л.И. Жарковой [14], Р. П. Мильруд [20].
Методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение.
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап), диагностика, анализ УМК, разработка системы тестов.
Теоретическое значение заключается в том, что эта работа дает материал для дальнейших теоретических обобщений в области реализации контроля знаний обучающихся старших классов посредством современных образовательных технологий.
Практическое значение заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использовано в практике работы учителей при проведении контроля на уроках английского языка.
База исследования.
Апробация исследования: результаты исследования были обобщены в статье «Тестирование как одна из эффективных форм контроля».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля на уроках английского языка в старших классах с использованием современных образовательных технологий
1.1 Особенности обучения английскому языку на старшем этапе
Цели среднего школьного образования определяются программой базового образования базового общего образования, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом базового общего образования.
В качестве цели обучения в средней школе базовая образовательная программа базового общего образования подчеркивает: достижение учащимися запланированных результатов: знаний, навыков, умений, компетенций; появление и развитие личности учащегося в его идентичности, уникальности и уникальности.
Обучение школьников иностранному языку в соответствии с программой включает в себя: формирование уважения и интереса к культуре и народу изучаемой страны, языку; воспитание культуры общения; формирование познавательной активности и поддержание интереса к обучению; воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.
В программе подчеркивается, что процесс изучения иностранным языкам в целом предназначен для формирования способности участвовать в прямом и косвенном диалоге культур [34].
Согласно ФГОС ООО, основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативных компетенций учащихся. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает лингвистическую, социолингвистическую, социальную, дискурсивную и социокультурную компетенции [34].
Исследования А. Н. Леонтьева позволяют сказать, что автор детерминировал коммуникативную компетенцию как совокупность следующих коммуникативных умений:
- умение говорящего считывать «чтение по лицу», т.е. говорящий должен уметь предвидеть результат общения (по эмоциям, жестами, чувствам собеседника) до появления фразы;
- уметь показать себя в процессе общения;
- подстраиваться свою речь с точки зрения психологического этикета, уметь правильно сочетать вербальные и невербальные средства общения [30].
Коммуникативная компетенция есть:
- способность вступать в коммуникацию;
- умение говорящего говорить вербально, невербально, молча;
- обобщенное свойства вступать в общение с другими людьми, используя имеющийся речевой опыт, личностные качества и опыт, с также учитывая коммуникативные способности собеседника [20].
А. В. Мудрик отожествляет понятие «коммуникативная компетенция» с понятием «компетентность в общении». Под ним автор понимает совокупность знаний, социальных установок, жизненного опыта, позволяющих обеспечить процесс общения между людьми [20].
В отечественной науке в отношении структуры коммуникативной компетенции имеется несколько мнений. Например, И. Л. Бим отмечает следующие компоненты:
1) языковая компетенция – развитием навыков фонетики, лексики и грамматики;
2) речевая компетенция – способностью к осуществлению речевого общения посредством всех иноязычных навыков;
3) социокультурная компетенция – сформированность знаний о культурных особенностях страны носителя языка, их нормах и правилах речевого поведения, особенностях лексики;
4) компенсаторная компетенция – умение использовать различные речевые навыки, даже в случаях ограниченного запаса лексики.
5) учебно-познавательная компетенция – развитие знаний, умений и навыков обучающихся в процессе иноязычного обучения [7].
Также целесообразно представить и другие мнения исследователей в области лингвистике в отношении структуры коммуникативной компетенции. Так А. Н. Щукин помимо языковой, речевой и социокультурной составляющей, автор включает социальный компонент – определяется мотивацией обучающихся к началу и продолжению общения, дискурсивный компонент – обусловлен обучающегося применять разнообразные стратегии для понимания текста, предметный компонент – определяется пониманием обучающегося узкого круга речевых тем, профессиональный компонент – способность применять коммуникативное общение как средство разрешения профессиональных задач [36].
Современное понимание коммуникативной компетенции напрямую определяется целями и задачами иноязычного обучения. Согласно ФГОС ООО выпускник должен сформировать следующие показатели коммуникативной компетенции:
- умение читать и понимать аутентичные тексты (изучающее, просмотровое чтение, смысловое чтение);
- уметь вступать во встроенное общение в формах диалога этикетного характера, диалога-побуждение к действию, диалога-расспрос, диалога-обмен мнениями, комбинированного диалога, включающего разные виды диалогов;
- уметь самостоятельно строить связные монологические высказывания (описание, повествование, рассуждение);
- умение письменно выражать свои мысли [34].
Таким образом, можно сделать вывод, что в старших классах обучающиеся уже способны полностью воспринимать иноязычную речь и воспроизводить ее. На данном этапе учителю следует использовать различные методы контроля знаний обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., испр. и доп. М., 2010. С.217.
2.Аванесов В. С. Форма тестовых заданий : учебное пособие. М.: «Центр тестирования», 2015. 156 с.
3.Аллахвердиева Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения // переработано и дополнено /Высшее образование в России. 2008. №2.
4.Английский язык. 10 класс: учебник для общеобраз. учреждений / О.В. Афанасьвева, Дж. Дули, И.В. Михеева и др.]. – 5-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. – 96 с. – (Английский в фокусе).
5.Безденежных Н.Н., Цветкова С. Е., Малышева Е. Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №10 (136). —[Электронный ресурс]. - URL: https://research-journal.org/archive/10-136-2023-october/10.23670/IRJ.2023.136.55 (дата обращения: 30.05.2024).
6.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
7.Бим И.Л. Об одном их возможных подходов к составлению тестового контроля по ИЯ. М., 2006. 184 с.
8.Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе. 2000. №2. С.22-24.
9.Бочкин А. И. О надёжности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа // Информатика и образование. 2012. №12. С.55-60.
10.Василенко Т.Д., Никишина В.Б. Психология: тестовый контроль знаний: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: ВЛАДОС, 2005. -109 с.
11.Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 176 с.
12.Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2003. 192 с.
13.Гринченко Н.А., Меркулова Е.Н. Современные технологии в иноязычном образовании: учебно-методическое пособие. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. 268 с.
14.Жаринова Е.Г., Черняева Е.В, Использование тестов и тестовых заданий на контрольных занятиях по английскому языку // Научно-практическая конференция в рамках «Недели науки» ФИЯ МАИ-НИУ, посвященная 55-летию полета Ю. Гагарина. Сборник докладов. Выпуск №8. М.: Перо, 2016. С. 43-46.
15.Жаркова Л.И., Картушина Н.В. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-metod-kontrolya-znaniy-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 19.03.2024).
16.Жунусакунова А.Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе // Молодой ученый, 2016. №20. С. 26-29.
17.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Книга 2. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 496 с.
18.Ильиных Н.А. Тестирование в обучении иностранным языкам Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 121 с.
19.Казачкова О. С Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС II поколения, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://частнаяшкола1.рф/to_teachers/for_work/article4 (Дата обращения 14.04.2024).
20.Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.
21.Колонских Н.Е., Пономарева Я.С. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. 2016. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-odna-iz-form-kontrolya-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 20.03.2024).
22.Кулакова Н.С., Мартынова О. В. Формы применения современных технологий в образовательном процессе // Образование. Наука. Карьера: сб. науч. ст. междунар. науч.- метод. конф., 2018. - С. 78-82.
23.Меньшенина С. Г., Кошарская Е. В. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-2. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-pedagogicheskie-tehnologii-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 30.05.2024).
24.Мильруд Р. П., Матиенко А. В. Языковой тест // Иностр. языки в школе, 2006. №5. С. 7-13.
25.Можаева Г. В. Передовые образовательные технологии: ответ на вызовы цифровизации и персонализации // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2018. № 47. С. 13–15.
26.Монахов В. М. Методология проектирования педагогических технологий (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. 2000. № 3. С. 57-71.
27.Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2013. 288 с.
28.Нелина Т. Н. Современные образовательные технологии в иноязычном образовании [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. С. 102-104. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8384/ (дата обращения: 20.03.2024).
29.Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М.: КНОРУС, 2017. – 390 с.
30.Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд.. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
31.Петренко И.А. Ретроспективный анализ понятия «Педагогическая технология» в отечественной и зарубежной педагогике xx - начала XXI вв [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-ponyatiya-pedagogicheskaya-tehnologiya-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-pedagogike-xx-nachala-xxi-vv (дата обращения: 20.03.2024).
32.Семененко Е.Е. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testovyy-kontrol-kak-sredstvo-intensifikatsii-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 20.03.2024).
33.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. М.: Эксмо, 2019. 144 с.
34.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2013. 31 с.
35.Шамов А. Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. 253 с.
36.Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения ино-странным языкам: учебное пособие. 2-е изд. – М.: Филоматис, 2010. – 157 с.
37.Agapova T.V. Aisner L. You The role of modern pedagogical technologies in development of students' cognitive interests // Проблемы современной аграрной науки: Материалы международной научной конференции. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. - C. 225-228.
38.Beckett G., Slater T. The project framework: a tool for language, content, and skills integration / G. Beckett, T. Slater // ELT Journal. - 2005. - 59(2). - P. 108-111.
39. Fulton K. Upside down and inside out: Flip your classroom to improve student learning // Learning & Leading with Technology. - 2012. - 39 (8). - P. 12-17.
40.Ray S. Using language in the community for enhancing communication skills // Language and Language Teaching. - 2012. - V. 1. - P. 12-17.